Воздушное сообщение России – это не только суперсовременные воздушные ворота Москвы и Санкт-Петербурга. Это еще и десятки крохотных аэропортов в отдаленных городах. Глядя на некоторые из них, сложно даже понять, что это за здания: деревянные одноэтажные домики, где нет ни терминалов в привычном смысле этого слова, ни потока пассажиров рядом.
Аэропорты, представленные в этом обзоре, обслуживают нужды малой авиации. Некоторые из них уже давно закрыты, другие используются до сих пор.
1. Сеймчан
Этот аэропорт обслуживает Среднеканский район Магаданской области. Здание было построено в 1944 году. Из аэропорта совершается регулярный рейс в Магадан, а также чартерные рейсы для нужд геологов, санитаров, сотрудников лесной охраны и ледовой разведки. Первоначально база была введена в эксплуатацию для перегона американских самолетов в СССР, которые поставлялись по договору ленд-лиза, это была одна из станций на воздушной трассе между Аляской и Сибирью. На сегодняшний день старинное здание – единственное из сохранившихся на всей трассе.
2.Пертоминское
Поселок Пертоминское находится в Архангельской области. Население здесь всего около 350 человек. Для воздушного сообщения с административным центром используется аэропорт в близлежащем аэропорту в Васьковском сельском поселении, рейсы совершаются дважды в неделю.
3.Нижняя Пеша
Нижняя Пеша – центр арктического туризма. История этого села насчитывает более 180 лет, а население составляет всего чуть более 700 человек. Из местного аэропорта осуществляется воздушное сообщение с Нарьян-Маром и Архангельском.
4.Енисейск
Аэропорт в Енисейске для грузового и пассажирского сообщения с труднодоступными поселками Енисейского района. До 2016 года он активно эксплуатировался, несмотря на то, что нуждался в ремонте. В прошлом году полеты уже не совершались.
5.Соловки
Аэропорт построен еще в довоенные годы на Соловецких островах, и в годы Второй мировой войны активно использовался военно-воздушными силами БВФ. В настоящее время аэропорт все еще используется, хотя пассажиропоток постепенно снижается. Часто рейсы бывают отменены из-за сложных погодных условий, и тогда острова изолированы от материка.
6.Красноселькуп
Село Красноселькуп располагается в Ямало-Ненецком автономном округе. Местный аэропорт принимает внутренние рейсы из Тюмени и Салехарда, работает только летом и зимой, поскольку весной и осенью грунтовую взлетную полосу размывает. Это один из немногих аэропортов малой авиации, которые реконструируются в настоящее время. Планируется, что обновленный аэропорт будет принимать большинство современных самолетов.
7.Нюрба
Поселок Нюрба в Якутии был известен в советские годы благодаря тому, что здесь проводилась добыча алмазов, а также здесь базировался крупнейший вертолетный авиаотряд. Сегодня в городе проживает чуть менее 10 тысяч человек, аэропорт находится в плачевном состоянии, но рейсы в Якутск регулярно совершаются, также осуществляются чартеры в Иркутск.
8.Белозерск
Город Белозерск располагается в Вологодской области. Сохранившееся здесь деревянное здание аэропорта закрыто. Потребности жителей области обслуживает современный аэропорт международного сообщения «Череповец», отремонтированный в 2000-х годах.
9.Оссора
Аэропорт в Оссоре уже более двух лет находится на полной реконструкции, планируется, что ремонт здания и взлетно-посадочной полосы будет завершен к концу 2018 года. Сроки выполнения строительных работ неоднократно срывались и переносились из-за трудностей с доставкой материалов на Камчатку.
10.Туруханск
Село Туруханск находится в Красноярском крае. Авиасообщение – единственный способ связи с «Большой землей» в весенний и осенний период, поскольку автомобильного и железнодорожного сообщения нет. На территории аэропорта до сих пор сохранилось старое деревянное здание, но с 2014 года функционирует и новое, построенное по блочно-модульной схеме.